Памятка операторов по сбору шаблонов

1. Правила отнесения шаблонов к транзакционным

Транзакционным признается сообщение, отправляемое банками и информирующее абонента о проведении в данный момент операции движения денежных средств на его счете, либо о невозможности выполнения такой операции.

Под операцией движения средств мы понимаем:

  • состоявшаяся операция зачисления / прихода / снятия резерва денежных средств;
  • состоявшаяся операция списания / расхода / перевода / резервирования денежных средств;
  • выплата комиссии, начисление % по вкладу, конверсия денежных средств в другую валюту;
  • отмена либо невозможность совершения перечисленных операций.

В транзакционном шаблоне должен быть ЯВНО указан тип операции, номер счета, сумма.

Не признаются транзакционными шаблоны, содержащие:

  • Код подтверждения операции (операция еще не произошла);
  • Уведомления об авторизации/отмене авторизации карты;
  • Уведомление о верификации/отмене верификации карты;
  • Уведомление о статусе платежных поручений (принято, исполнено, отвергнуто, на обработке и т.п. кроме случаев, когда результатом изменения статуса стало изменение баланса счета, что так же должно явно следовать из текста шаблона);
  • Запросы выписки, баланса и результат выполнения этих запросов (кроме случаев, когда за выполнение операции берется комиссия, что так же должно явно следовать из текста шаблона);
  • Уведомления о просроченных платежах;
  • Уведомления о выпуске карты и т.п.;
  • Уведомления о смене статуса карты;
  • Пароли для входа в систему ДБО;
  • Смена PIN-кода;
  • Уведомление о неудачных попытках ввода PIN-кода;
  • Уведомления о входе/выходе/попытках входа в систему ДБО;
  • Уведомления о необходимости подтвердить попытку входа в систему ДБО;
  • Подключение\отключение смс-информирования и других услуг банка, кроме случаев, когда со счета клиента списывается комиссия за подключение услуги;
  • Шаблоны транзакционного типа, но дополненные информацией рекламного характера (даже услуг клиента).

А также шаблоны, содержащие в явном виде указания на совершенную операцию одного из вышеперечисленных типов – относятся к сервисным.

2. Правила отнесения шаблонов к авторизационным

Авторизационным признается сообщение, связанное c операцией по предоставлению Сервиса клиенту и являющееся частью Сервиса клиента и предназначенное для прохождения процедур авторизации, верификации, подтверждения каких-либо действий или предоставления согласий в рамках данного Сервиса/Услуги клиента. Авторизационное SMS-сообщение должно содержать проверочные коды, пароли, логины, и т.п, за исключением кодов, используемых для рекламных целей, например, промо-коды, или любой другой информации, прямо или косвенно связанной с привлечением внимания к объекту рекламирования, товарам и/или услугам клиента.

Информация для прохождения процедур авторизации, верификации, подтверждения каких-либо действий или предоставления согласий в рамках Сервиса/Услуги соответствует:

  • Учетным данным для прохождения процедур авторизации, верификации, подтверждения каких-либо действий или предоставления согласий в системе клиента, с указанием ресурса/сервиса клиента, в том числе коды, пароли, логины, OTP (one time password) и т.д.


Не признаются авторизационными шаблоны, содержащие:

  • Шаблоны, не содержащие в явном виде информацию с учетными данными для авторизации в системе клиента;
  • Шаблоны авторизационного типа, но дополненные информаций рекламного характера (даже услуг клиента);
  • Шаблоны авторизационного типа, но дополненные сведениями, относящимися к информационному типу;
  • Побуждение к совершению покупки или заказу услуги;
  • Информацию, нацеленную на повышение лояльности (поздравительные рассылки к праздникам, предложение оценить работу сотрудников/офиса, и т. п.);
  • Информацию от компаний, не оказывающих услуг для абонентов.

Для Мегафона в шаблонах с кодами обязательно указание ресурса (сайта, приложения и т.д.).

3. Правила отнесения шаблонов к сервисным (информационным)

Сервисным признается сообщение, связанное c операциями по предоставлению/оказанию Сервиса/Услуги Клиента, являющееся частью Сервиса/Услуги Клиента и информирующее Пользователя о событиях и/или операциях в рамках данного Сервиса/Услуги.

Под статусом оказания Сервиса/Услуги понимается:

  • Приветственное сообщение по факту регистрации в услуге;
  • Информирование пользователя о событиях, влияющих на условия оказания услуг (изменение финансовых условий предоставления сервиса, к примеру, повышение абонентской платы);
  • Информирование об изменении платежных реквизитов, адреса или контактных данных Клиента;
  • ОФД-сообщения;
  • Дополнительная идентификация пользователя по номеру телефона (на номер отправляется код, который затем указывается для идентификации пользователя, к примеру, для назначения/смены пароля);
  • Подтверждение заказа/покупки;
  • Статус доставки/возврата/обмена товара;
  • Напоминания о запланированном событии в рамках оказания услуги (к примеру, о назначенном визите);
  • Информирование о технических работах/предупреждений о приостановке/возобновлении работы сервисов;
  • Уведомления о входе/выходе/попытках входа в систему самообслуживания Клиента;
  • Информирование о расписаниях занятий, текущих и итоговых достижениях, сообщения о внутреннем распорядке или домашнем задании и другие сообщения, отправленные учебными заведениями, которые не противоречат правилам отнесения шаблонов к сервисным;
  • Информирование о долге Клиента и реквизиты договора, на основании которого возник долг Клиента;
  • Информирование об условиях и графике погашения долга Клиента;

И т.д.

Не признаются сервисными шаблоны:

  • Не содержащие в явном виде указания на совершенную операцию одного из вышеперечисленных типов;
  • Сервисного типа, но дополненные информацией рекламного характера (даже услуг клиента);
  • Побуждение к совершению покупки или заказу услуги;
  • Информацию, нацеленную на повышение Информирования Клиента о начислениях лояльности (поздравительные рассылки к праздникам, предложение оценить работу сотрудников/офиса и т.п.);
  • Информацию от компаний, не оказывающих услуг для абонентов.

С 01.11.2021 г. оператор Теле2 меняет понятие сервисных сообщений, с указанной даты сервисным признается сообщение, содержащее название ресурса/сайта клиента и код или пароль для подтверждения операции/доступа.

Не признаются сервисными шаблоны:

  • Не содержащие название ресурса/сайта конечного клиента;
  • Не содержащие в явном виде указания на код или пароль (то есть в тексте которых не прописано одно из данных слов);
  • Содержащие коды в рекламных целях (например, промокоды);
  • Шаблоны сервисного типа, но дополненные информацией информационно-рекламного
    характера (даже услуг клиента);
  • Шаблоны сервисного типа, но дополненные информацией, нацеленной на повышение
    лояльности (поздравительные рассылки к праздникам, предложение оценить работу
    сотрудников/офиса и т. п.);
  • Содержащие информацию от компаний, не оказывающих услуг для абонентов;
  • Содержащие в тексте продвижение мобильных приложений, личных кабинетов и прочих
    дополнительных сервисов и инструментов, а также ссылки на них.

Таким образом к сервисным сообщениям Теле2 будут относиться только смс вида: «Ваш код: %d сайт.ру», «Ваш пароль: %d сайт.ру».


В МТС обязательно нужно указать назначение введения кода (вход в ЛК, покупка, смена пароля (кроме участия в акциях и программах лояльности)).

4. Описание переменных в авто-подстановке

В большинстве случаев шаблоны сообщения содержат элементы авто-подстановки.
Авто-подстановка – это переменная, способная принимать любые перечисленные значения.

  • %w – любой непрерывный набор букв, цифр и/или спецсимволов;
  • %d – любой непрерывный набор цифр и/или спецсимволов;
  • %w{1,n} – ограниченная последовательность слов (состоящих из букв, цифр или спецсимволов описанных ниже), разделенных пробелом (или несколькими пробелами), где n – число слов (слов должно быть не менее 2 и не более чем N);
  • %d+ – последовательность чисел (не более 10, состоящих из цифр или спецсимволов описанных ниже), разделенных пробелом (или несколькими пробелами);
  • %d{1,n} – ограниченная последовательность чисел (состоящих из цифр или спецсимволов описанных ниже), разделенных пробелом (или несколькими пробелами), где n – количество чисел (чисел должно быть не менее 2 и не более чем N).

* значение N должно быть не более 10 для транзакционных сообщений и не более 20 для сервисных сообщений

Набор букв или цифр %d и %w может содержать в себе знаки препинания и спецсимволы: ! № # % . , : ; ? \ / ( ) + — “ ” _ ‘ » ` ^ { } [ ] < > | @ $ = ~ *

5. Требования к оформлению шаблонов

  • Необходимо соблюдать правила при составлении шаблона, чтобы он был записан корректно и применял переменные в соответствии с этими правилами;
  • Корректность написания шаблона целиком и полностью в зоне ответственности клиента;
  • Не стоит объединять все подряд в групповых операндах %d+, %w{1,n}, %d{1,n};
  • C другой стороны не стоит формировать конструкции вида %d. %w{1,10}%d Сумма %w{1,10}%d%w{1,10}%d%w{1,10}%d%w там, где можно обойтись одним/двумя операндами;
  • Операнды %d, %d{1,n}, %d+, %w, %w{1,n}, %w+ должны быть отделены от статического текста пробелом;
  • Простое правило: чем читабельнее шаблон для человека, тем меньше вопросов он вызывает при согласовании;
  • Следует избегать дублирования шаблонов, кроме случаев, когда шаблон используется в нескольких именах отправителя;
  • В шаблонах вида: «Код подтверждения: %d», «Пароль: %w» необходимо указывать ресурс (адрес сайта, название приложения).

6. Условные примеры шаблона с авто-подстановкой

Текст sms:
Заказ: PR-0184942 на сумму 5500 руб успешно принят. Ожидаемое время доставки: 19.11.15 в интервале 15:00-20:00. Ваш Интернет-магазин PR.

Шаблон sms:
Заказ: %w на сумму %d руб успешно принят. Ожидаемое время доставки: %d в интервале %d. Ваш Интернет-магазин PR.

На этой странице